• Москва

Виктор Цой родился 56 лет назад — 21 июня 1962 года. Казалось бы, в обычной советской семье — папа инженер, а мама педагог, вслед за которой юный Витя сменил 3 школы. Главная особенность этой семьи — полная поддержка сына во всех его творческих начинаниях и метаниях: в пятом классе Виктору подарили первую гитару, в 12 лет отдали в художественную школу, потом благословили не получать формальное образование, а заниматься любимым делом.

Виктор Цой так и не получил высшего образования, о чём никогда не жалел, зато успел попробовать себя в качестве каратиста, художника, актёра (опрос кинокритиков журнала «Советский экран» присудил ему звание лучшего актёра года за роль Моро в фильме Игла) и, конечно же, поэта и музыканта. Что интересно, впервые на телевидении Цой оказался в передаче Монитор в качестве резчика по дереву.

Но всё же обратим внимание на Цоя как музыканта. Всё началось ещё в средней художественной школе, когда Виктор сотоварищи создали группу Палата №6, пытаясь играть что-то в духе Black Sabbath. Сам Виктор, по словам Пашкова, гитариста и лидера группы, музыку очень любил, но играть ещё почти не умел. Тогда решили, что на 4 струнах учиться проще, и вскладчину купили ему бас-гитару в комиссионном магазине. Третий участник использовал пионерский барабан и подручную перкуссию.

В конце 70-х Цой уже овладел инструментом, начал писать свои песни, познакомился с Андреем Свином Пановым и вместе с ним стал вести жизнь настоящего панка. Когда распалась Палата №6, Цой стал играть с группой Свина — Автоматические Удовлетворители. Потом, в этой же компании, Виктора стали подначивать к написанию стихов экспромтом, на той же кухне, где разливали портвейн. В какой-то из этих вечеров Цоя прорвало — он начал регулярно писать свои собственные песни! А в скором времени знакомство с Алексеем Рыбиным привело к созданию группы Гарин и Гиперболоиды, впоследствии переросшей в легендарное Кино. Благо к тому времени Цой уже был знаком с БГ, который взял под свой контроль запись первого альбома, и Тропилло, на чьей студии проходила запись этого и последующих альбомов. Ну а дальше всё пошло как по накатанной — совместные концерты с Аквариумом, народная любовь, отточенные тексты и музыка, пробирающая до глубины души, сделали Виктора Цоя легендой.

Дискография:

1982 год: 45 — дебютный альбом, продюсером которого выступил Борис Гребенщиков, впервые услышавший Цоя на одном из квартирников. Потом сам БГ говорил об этой встрече: тогда как танком прокатило, я и подумать не мог, что такой величины автор вырос в Купчине и все еще никому не известен. На следующий день я стал звонить друзьям-звукорежиссерам, уговаривая их немедленно записать Цоя, пока им с Рыбиным еще хочется играть.  Название альбом получил по своему хронометражу — ровно 45 минут. В итоге одна песня (Асфальт) выпала из обоймы, но название менять не стали.

1983 год: 46 — по сути это даже не полноценный альбом, а демозапись, сделанная на домашней студии у Алексея Вишни. Изначально запись была сделана Вишней в качестве теста своего нового магнитофона, а Цою она нужна была, чтобы дать возможность новому гитаристу, Каспаряну, самостоятельно поработать над материалом. Да и выпускать его никто не собирался, Виктор и Алексей просто дали пару копий своим знакомым и запись «ушла в народ».

1984 год: Начальник Камчатки — первый электрический альбом Кино. Цой сказал о нём: «Наверно, и сами песни уже другие. Может быть, тексты не такие конкретные. Может быть, я сам стал серьезнее, профессиональнее». Помимо Цоя, Каспаряна и Титова, в записи приняло участие множество ударников, некоторые вообще случайно. Нашлось место и драм-машине, которую программировал Борис Гребенщиков.

1985 год: Это не любовь — с альбомом Ночь были проблемы, точнее с его записью на студии Тропилло. Внезапно Цой решил записать в один альбом свои песни о любви на уже дружественной студии Вишни. Альбом был записан быстро, легко и качественно. Басист Александр Титов вообще записал все свои партии за один день. Каспарян впоследствии заявил: «Только когда мы записали альбом «Это не любовь», я понял, что могу кому-то дать послушать несколько треков и похвастаться. Предыдущим материалом я не мог хвастаться». А Гурьянов этим альбомом «хвастался без зазрения совести».

1986 год: Ночь — самый вымученный альбом группы. Материал альбома был готов ещё зимой 1984 года, потом почти год шли переговоры с Тропилло и ещё почти год альбом записывался — всё время что-то шло не так. Даже после записи разногласия продолжились: с группой не только не согласовали оформление пластинки, её ещё и выпустили на Мелодии без каких-либо договорённостей. Так Ночь привела к разрыву отношений Кино и Тропилло (соответственно и с Мелодией).

1988 год: Группа крови — самый удачный альбом Кино, принёсший славу и известность по всей стране. По мнению многих критиков, это вообще самое лучшее, что случалось в советском роке. К этому альбому Джоанна Стингрей оснастила группу по последнему слову техники: новые примочки, новая драм-машина и новая четырёхканальная портативная студия, на которой и создавался альбом. Отложив выступления и всю нервозность и давление тропилловской студии, музыкантам удалось создать настоящий шедевр. Окончательное сведение происходило у Вишни, что привело к очередному разладу — Цой хотел выпускать альбом в США с помощью связей Стингрей, которой и отдал плёнку с записью. Вишня настаивал на выпуске в СССР. Через пару дней Виктор с удивлением обнаружил, что Группу крови можно купить уже почти по всей стране.

1989 год: Звезда по имени Солнце — первый альбом Кино, записанный на профессиональной студии — студии Валерия Леонтьева. Новый материал по началу не оценили коллеги по музыкальному цеху (а их мнение было для Цоя гораздо важнее, чем оценка критиков), но Виктор гнул свою линию и в итоге время расставило всё по своим местам, а Звезда... вошла в классику отечественного рока. Что интересно, альбом в 1989 году распространялся полулегально и вообще не имел обложки, а знаменитое солнечное затмение, ставшее чуть ли не символом Кино, было нарисовано только в 1993 году к выходу первого официального издания на Moroz Records.

1989 год: Последний герой — своеобразный «The Best», выпущенный во Франции, в который вошла всего одна новая песня, но зато какая! Это была «Хочу перемен», украсившая собой сборник уже нашумевших хитов. Записывали альбом на студии Валерия Леонтьева, а сводили уже во Франции, причём без участия музыкантов. Так что звучание Последнего героя резко выбивается из остального творчества Кино. Гурьянов описал его как «пост-панк, но с ярко выраженными оттенками французского колд-вейва».

1990 год: Кино (Чёрный альбом) — последний альбом группы Кино, вышедший уже после смерти Виктора Цоя, и ставший дважды платиновым. Альбом планировали записывать на профессиональной студии в Москве или Питере, а сводить во Франции. Так и был создан альбом, но уже без Виктора. Для экономии студийного времени Цой и Каспарян подготовили демо-запись, с неё был взят голос Виктора. Презентация состоялась 12 января 1991 года в МДМ, она прошла без музыки, на вопросы журналистов отвечали музыканты и приближенные Цоя. По некоторым данным, это была первая профессиональная пресс-конференция в истории русского рока.